Эрих Мария Ремарк, "Триумфальная арка"

 Эрих Мария Ремарк - великий и ужасный. С каждым новым прочитанным в его исполнении произведении я убеждаюсь в его бесконечной гениальности. Ремарк, пожалуй, один из немногих писателей, который мастерски балансирует на гране философии, психологии и художественной литературы. Его произведения точно нельзя отнести к категории "легких" романов, которые сразу по прочтении смело ставят обратно на полку и забывают до первого случая. Напротив, его литература будто намеренно "застревает" в нашей голове. Мы машинально анализируем поведение и манеры героев, сравниваем с нашей жизнью, ведь страдания его персонажей отчасти похожи на переживания современных людей. Он пишет об обыденном, но делает это настолько красиво, что мы невольно обращаем внимание на, как казалось ранее, незначительные вещи.
"Триумфальная арка" определенно лучшее, что я читала в последнее время. Этот роман принёс мне такой яркий и ароматный "букет" из эмоций, что мне понадобилось какое-то время, чтобы "оставить" это произведение и продолжить свой читательский путь. Это одно из немногих творений литературы, которое побудило меня взять простой карандаш и выделять фразы и слова, которые вдохновляли, пугали, заставляли биться сердце чаще, наводили меня на разного рода мысли. Равик, Жоан Маду, Морозов, Кэтэ Хэнгстрэм, Вэбер, Хааке - их имена стали нарицательными. Особая трезвость ума, одиночество души, эгоизм, любовь, дружба, месть, страх, страсть, жизнь, смелость, безрассудство - все это стало неотъемлемыми элементами романа. Это произведение построено на чувствах людей. Это не философия в сюжете, а сюжет в философии. Мне никогда не доставляло такого удовольствия несколько страниц подряд читать о чувствах героя. Однако я 3 раза перечитывала десять страниц, где Ремарк рассказывает о термоядерной смеси в душе Равика, когда второй шёл к своему "свету", к гостинице "Милан", к Жоан. В "Триумфальной арке", автор настолько внимателен к деталям, что ты невольно возвращаешься к диалогом/монологам второстепенных героев, имён которых ты даже не знаешь. Но насколько гармонично и правильно это звучит в повествовании, что без этого маленького дополнения на пару предложений кажется, что сюжет может порвать свою собственную путеводную нить. В этом произведении я бесконечное количество раз меняла своё представление о любви. Поверьте, это история о настоящей любви, до чертиков странной, но искренней. Равик и Жоан любили друг друга, они не были просто любовниками. Они любили, но Жоан была необходима безусловная любовь, а Равик нашёл в ней спасение. Ему было страшно, что он снова может потерять любимого человека, а она хотела быть любимой настолько, чтобы у её возлюбленного кости ломало от этой любви. Пожалуй, это не те люди и уж тем более не то время, но, когда мы вспоминаем, как Равик в комендантский час нёсся в квартиру Жоан на помощь, как успокаивал её, как они признавались в любви на РОДНЫХ языках, как он хотел избавить любимую женщину от мук. Это было не отчаяние, даже не страх, а любовь и очередное доказательство, что эта чертовка требует сразу несколько условий, чтобы люди были счастливы. Это история о мести, а не о безумном помешательстве. Да, Равик жил жаждой мести. Да, он как маньяк думал об убийстве Хааке. Однако я задам вопрос: а что, если бы ваша жизнь была расколота в один миг и человек, который виновен в этом жил спокойно? Равик не был безумцем он просто сравнял счёт, око за око. Хааке уничтожил его жизнь, а мужчина заплатил тем же. Да, жестоко. Да, справедливо. Пожалуй, ради этого Равику и стоило существовать, но от этого легче не стало. Этот пример показывает, что жить местью - плохая идея. Ты теряешь уйму времени и сил, но с точки зрения морали и нашей природы - это правильно. Но мне было больно читать о пустоте в Равике и потерять свою маленькую надежду, что после убийства мужчина сможет сделать шаг вперёд, а в реальности он сделал два назад. Это история о дружбе. Морозов и Равик - этот дуэт нарицательный образ братства и товарищества, поддержки и понимания. Их посиделки в "катакомбе", разговоры у "Шехерезады" и литры выпитого алкоголя в какой-то мере являлись двигателем сюжета и рождением противоречий. Я с нетерпением ждала их диалогов, потому что мне нравилось видеть, что у Равика есть хоть какой-то оплот, где необязательно все просчитывать наперёд и в очередной раз придумывать правдоподобную ложь. В жизни каждого должен быть свой "Морозов" - житейская мудрость и человек, который достанет тебе машину для поездки в Ниццу или Булонский лес.
Я уверена, что ещё ни один раз вернусь к этому великому роману. Это уникальное произведение. "Триумфальная арка" - это балансирование между безудержным безумством и липкой эйфорией. "Триумфальная арка" - это то, что забирается тебе под кожу, попадает в кровь и заставляет быть фильтром, а не просто губкой. "Триумфальная арка" - это отчаяние, которое ты чувствуешь всем нутром, которое пугает, потому что это сомнения и пороки, которые остаются неотъемлемыми участниками человеческой мысли и философии, которая до сих пор не может ответить на элементарный вопрос: "Что имеет значение?" 








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Эрих Мария Ремарк, «Тени в раю»/«Земля обетованная»

Психологический портрет Уэнсдей Аддамс