"Время жить и время умирать", Эрих Мария Ремарк

 Наверное, мою безграничную любовь к творчеству Ремарка и его манере письма здраво описать не получиться, ибо без пафосных фраз, слов паразитов и излишней эмоциональности это станет невозможным. Каждый раз он превосходит самого себя. С каждым новым романом он все филиграннее и филиграннее переносит на лист бумаги то, что, казалось, не поддаётся описанию, ловко балансирует между всепоглощающей нежностью и зверским страхом, удачно лавируя между липкими грезами и отвратительной реальностью.
"Время жить и время умирать" - самое сложное произведение, которое я когда-либо читала. Не из-за заумного текста или слишком тяжелых мыслей, а из-за того, что все слишком реально. Я не читала - я проживала те моменты. Я несколько раз бросала этот роман, но все равно возвращалась, потому что он притягивает своим исключительным магнетизмом, излишней реальностью и взрослым отчаянием. Конечно, моя натура очень впечатлительна, но я никогда до этого не плакала из-за повседневных бесед, из-за несбыточных мечт, которые на самом деле являлись обыкновенной человеческой потребностью, и бесполезных попыток задержаться в счастливом миге подольше. Эрнст Гребер, Элизабет Крузе - мои личные герои. Да, они не старались изменить систему или отлепить от себя то клеймо, которое на них поставило все мировое сообщество, но они попытались быть счастливыми в своей любви, в своём осмыслении, в своём знание. Эта история о том, что не бывает плохих наций, а есть плохие люди. Хотя Гребер и Элизабет были немцами, а Эрнст и вовсе служил в гитлеровской армии, они вызывают только бесконечное сожаление и пробуждают желание вытащить их из этого бессмысленного ада. Так жалко видеть их трезвые сознания, наблюдая на ежедневную агитацию идей, которыми так упорно СС травит мысли людей, которые банально стремятся к обыкновенному счастью. Грустно смотреть, как герои рискуют каждый день за то, что бесполезно. Их новые мысли и человеческое понимание ситуации медленно, но верно раскрывало чёрную дыру в моем сердце от осознания беспомощности и фатальной неудачи появиться в ненужное время и в ненужном месте. Это история о сожалениях. Каждый раз герои использует нарицательное наклонение, мечтая оказаться по ту сторону границы, с другим паспортом и судьбой. Порой они слишком поздно осознают о том, что необходимо было сделать раньше. Так Гребер не сказал три заветных слова, а Элизабет жалела о потерянном времени, времени, когда они могли бы быть счастливы. Это история о всепоглощающей нежности и любви. Их поступки пропитаны заботой: когда горит дом Элизабет, Гребер на интуитивном уровне забирает то, что ценно ей: золотое платье и портрет отца. Их свадьба - маленький островок безразмерного счастья, даже когда приходиться улыбаться ненавистным офицерам СС. Решение Гребера не говорить Элизабет о смерти отца в концлагере, потому что понимает, что она потеряет еще несколько грамм своей надежды на светлое будущее. Их последние ужины в домике у госпожи Витте - в маленьком оазисе рая посредине пылающего ада. Их страсть и безудержное желание защитить друг друга ото всего и вся любой ценой, даже собственными жизнями. Это настоящая любовь - с категорическим пониманием и стремление друг к другу. Чего стоит одна фраза Элизабет: "Надеюсь, у меня будет ребёнок от тебя".
Мне физически больно брать эту книгу в руки, потому что я машинально вспоминаю все те чувства, которые пережила. Этот роман стал моим первым во многих направлениях. Это первое произведение, которое я не могла прочитать залпом, хотя в бесконечном отчаяние автор постоянно напоминает о счастье главных героев. Это первое произведение, которое вызвало у меня слезы ещё на середине. Разрушенный город, постоянный страх и ежедневные вопросы в голове героев, которые начинаются со слова "почему", вырыли такую пробоину в моей душе, что я тоже начинала обращаться к правительству Германии, людям этого города и самому автору и представлять: "а что если бы..." Это первая история, с финалом которой я смириться не смогла. В моём сознании Гребер жив. Он просто получил ранение и потерял сознание, а через сутки попадёт в советский плен, а через год вернётся к жене, которая встретит его с блеском в глазах и коренастым малышом в руках. Они обретут своё уже бесконечное счастье, поедут в освещенную Швейцарию, 
обязательно купят женевер в Нидерландах и жилище во Франции близ лавандовых полей и с несколькими бутонами лотоса в каменном доме.









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Эрих Мария Ремарк, «Тени в раю»/«Земля обетованная»

Психологический портрет Уэнсдей Аддамс

Эрих Мария Ремарк, "Триумфальная арка"